Сегодня: 15.05.2018
Видеогалерея
Фотоогалерея

Хакасы

  • Общая Информация
  • История
  • Общество
  • Культура
  • Фото Галерея
Хакасы — (самоназвание — «тадар») — тюркоязычный народ, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. Традиционная религия — шаманизм, в XIX веке многие были крещены в православие (часто насильственно).
Сами хакасы считали себя рожденными от горных духов. Термин «хакасы» обозначает средневековое население минусинской котловины. Современные хакасы продолжают именовать себя в разговорном языке «тадар». Как отметил В. Я. Бутанаев, слово «хакас» искусственное и до сих пор не прижилось в языке коренного населения Хакасии. Взятый из книг термин «хакас» для обозначения коренного населения Хакасско-минусинской котловины был официально принят в первые годы Советской власти. До этого времени в качестве самоназвания коренного населения применялся этноним «тадарлар» (рус. татары). Слово «хакас» отсутствовало в языке, топонимике и фольклоре коренного населения Хакасии. Новый термин в основной массе коренного населения был поддержан не сразу и не единодушно.
Хакасский народ делится на субэтнические группы:
качинцы (хааш, хаас) — упоминаются в русских источниках впервые с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управляемую князем Тюлькой;
койбалы (хойбал) — помимо тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, общавшиеся на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;
сагайцы (сағай) —упоминаются впервые в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать». В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтiр), ранее также выделялись бирюсинцы (пӱрӱс).
кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, расположенная в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;
К хакасскому этносу по культурным и языковым признакам близки телеуты, теленгиты, чулымцы, шорцы.
Хакасия расположена в долинах рек Енисей и Абакан. На северо-западе она граничит с Кемеровской областью, на юге и юго-западе с Горным Алтаем и Тувой. Южная граница Хакасии проходит по хребтам западного Саяна. Название хребта восходит к хакасскому «соян» — «тувинец» и в переводе означает «Тувинские горы». Среди снежных пиков западных Саян выделяется величественный пятиглавый Борус — священная для каждого хакаса горная вершина. Как гласят предания, в далекие времена жил вещий старец Борус. Предвидя всемирный потоп, он соорудил корабль, куда посадил всех зверей и птиц. Когда вода стала спадать, Борус пристал к суше, это и была вершина Саянского хребта. Через Хакасско-минусинскую котловину протекает великий Енисей, который хакасы именуют «Ким».
Экскурс в историю этногенеза хакасского народа дает возможность выявления глубинных форм национальной культуры, определяемой адаптацией народа к экологическим условиям Сибири. История хакасского этноса своими корнями уходит далеко вглубь времен. Территория Хакасии была обитаема до нашей эры. Древнее население Хакасии уже достигло весьма значительного культурного уровня. Об этом свидетельствуют многочисленные курганы, наскальные рисунки, художественные изделия из золота и бронзы, приводящие в восторг всех археологов мира. Раскопки курганов подарили нам предметы каменного, бронзового и железного веков. Условно отдельные этапы называются археологами Афанасьевской эпохой (III—II тысячелетие до н.э., век древнекаменный и бронзы), Андроновской эпохой (середина II тысячелетия до н.э.). Карасукской эпохой (XIII—VIII века до н.э.). Татарской эпохой (VII—II века до н.э., век железа), Таштыкской эпохой (I век до н.э.-V век н.э.).
Впервые в середине первого тысячелетия до нашей эры старинные китайские летописи называют коренное население Енисейской долины динлинами, описывая их белокурыми и голубоглазыми. «Изучение сведений о динлинах выявило, что данные о них появились в источниках IV- III вв. до н.э. Наиболее ранние из них легендарны. Это представления о живущих в северных землях вечных всадниках, как бы сросшихся со своими конями, о своеобразных кентаврах».
В начале новой эры идет широкое освоение степных пространств как зоны экстенсивного скотоводства и орошаемого земледелия, что привело к формированию Первого и Второго тюркских каганатов VI—VIII вв. К середине I тысячелетия новой эры складывается кочевническая цивилизация, ее материальная культура, новый, отличный от предшествующей эпохи комплекс духовных культурных ценностей, где, наряду с хранением элементов культуры, складывается новое искусство, героический эпос. В этот период экономики и культуры в Южной Сибири, на берегах Енисея, в VI в. зарождается самобытное государство древних хакасов (кыргызов), которые, по словам Л.Р. Кызласова, в VI—VIII вв. представляло раннефеодальную монархию. Оно занимало всю территорию Южной Сибири: Горный Алтай, Туву и Хакасско-Минусинскую котловину до Ангары на севере. В нем в эпоху расцвета проживало разноэтническое население общей численностью около двух миллионов человек. Это было высокоразвитое государство с большим экономическим потенциалом, устойчивой высокоорганизованной социальной структурой. Этим оно отличалось от огромных, но быстро распадавшихся каганатов древних тюрок, уйгуров, тюргешей и других. «Это государство не стало эфемерной степной империей подобно Тюркскому (VI—VIII вв.) или Уйгурскому (VIII—IX вв.) каганатам. Опираясь на прочную базу социально-экономического и культурного развития, оно просуществовало около 800 лет, погибнув под жестокими ударами империи древнемонгольских феодалов в 1293 году».В этническом отношении енисейские кыргызы представляли собой небольшую тюркоязычную группу, являвшуюся потомками средневековых енисейских кыргызов, государство которых упоминалось в китайской летописи Танской династии под названием «Хагис».
Политическое устройство кыргызов в начале XVII века характеризовалось иерархической структурой: во главе всех улусов стоял главный князь, каждый улус возглавлялся своим князем, который имел зависимых от него «улусных людей». Русские документы называют зависимых от кыргызских князей тюркоязычных качинцев, агинцев, кызыльцев, аргунов, шустов, сагайцев, а также кетоязычные и самодийскоязычные племена.
До средины XVII века никто из русских людей не имел представления ни о жизни по берегам Енисея, ни о коренных народах, ни о Хакасско-Минусинской котловине с ее развитой для того времени культурой. Памятники этой культуры — музеи под открытым небом — расположены по всей территории Красноярского края и Хакасии. И хотя они сегодня разделены административными границами, но историю и культуру сибирской земли нельзя разделить.
Русское освоение Приенисейского края началось на рубеже XVI и XVII веков с северных территорий, богатых пушниной, рыбой, лесом и продвигалось в направлении к югу, где более благоприятные климатические и природные условия. На рубеже XVI-XVII столетий в бассейн Енисея вышли русские землепроходцы. Пробираясь с Севера, со стороны «златокипящей Мангазеи», казаки основали в 1601 году в низовьях реки Таза город Мангазея. На короткое историческое время этот город стал центром дальнейшего проникновения русских вглубь территории Сибири. Пути из города Мангазеи вели на реку Енисей и к его притокам, которые населяли самодийские племена (энцы и нганасаны), енисейские остяки (кеты) и большая группа северо-западных тунгусских племен. Со временем на этих территориях был образован Мангазейский, затем Туруханский уезд. Последним этапом освоения русскими берегов Енисея был выход в хакасские степи и предгорья Саян.
С постройкой в Хакасско-Минусинском регионе нескольких острогов там стали возникать целые системы населенных пунктов. Хакасско-Минусинский край включает в себя территорию современной Хакасии и южных районов Красноярского края. В силу географических и исторических особенностей этот регион всегда имел некоторую культурную специфику, особенно во второй четверти XVIII века — времени его окончательного присоединения к России. Особенность региона заключается и в том, что его включение в состав Российского государства произошло значительно позже других сибирских регионов. Важно и то, что этот регион имеет свою неповторимую специфику природно-климатических и ландшафтных условий, резко отличающуюся от соседних территорий. Не случайно для обозначения этой части Сибири еще недавно использовался термин «Минусинский край». В настоящее время, учитывая политические и культурные реалии сегодняшнего дня, широко используется термин «Хакасско-Минусинский край».
Ядро русских старожилов этой местности, сформировавшееся в XVIII веке, составили потомки выходцев из северных регионов европейской России. Освоение края русскими носило относительно мирный характер. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что для большей части тюркоязычных этносов Южной Сибири и хакасского этноса в частности, русское продвижение полностью вписывалось в принятую ими картину мироздания, а первые контакты с русскими нисколько не противоречили центрально-азиатским отношениям «подданства — подчинения». Эти формы государственной зависимости были издревле известны во всей Центральной Азии, а в самой российской государственности они появились по примеру Золотой Орды, обретя в Московском царстве законченный вид.
В результате уже во второй половине XVIII века в крае сложились целые контактные зоны совместного расселения пришлого русского и коренного хакасского населения. По причине более благоприятных для земледелия условий Правобережья Енисея здесь к XIX веку образовалась область преимущественного русского заселения, а хакасы сконцентрировались на левом берегу Енисея. И все же районов с моноэтническим составом населения в крае практически не существовало. Это способствовало возникновению как культурных, так и родственных отношений русских с хакасами.
В этническом взаимодействии хакасов и русских особую роль сыграли русские крестьяне. Они прибывали в основном без семей, поэтому процесс единения происходил за счет межэтнических браков. Такой тип брака позволял как русским, так и местным жителям более успешно решать экономические, социальные и бытовые проблемы. Особенно много подобных браков заключалось в XVII.
Во второй половине XVIII века численность русского населения в Хакасско-Минусинском крае значительно выросла. Замена в 1762 году пашни казенной десятиной и хлебного оброка денежными платежами увеличила свободу передвижения сибирских крестьян. Также неуклонно понижалась доля пушнины в ясаке (натуральном налоге), что было вызвано хищническим истреблением пушного зверя и углублением хозяйственной специализации хакасских хозяйств.
В ряде районов, наиболее пригодных для хозяйствования, русские и хакасы жили чересполосно, так как местные власти защищали земельные интересы ясачных. Хакасы целым улусом или в одиночку получали официальные владетельные документы на «родовую» и свободную землю -«данные». Это способствовало завязыванию хозяйственных и этнокультурных контактов с русскими.
Таким образом, включение во второй четверти XVIII века Хакасии в состав Русского государства сыграло огромную роль. Прогрессивным было избавление хакасского народа от разорительных войн со стороны монгольских и джунгарских феодалов. Хакасы обрели возможность преодолеть вековую раздробленность и сплотиться в единую народность, получившую право на дальнейшее историческое развитие. Вместе с консолидацией хакасской народности в центре Хакасско-Минусинской котловины на ее окраинах шел процесс частичной ассимиляции коренного населения русскими.
Традиционным занятием Хаксов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему Хакасы называли себя “трёхстадным народом”. Значительное место в хозяйстве Хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны.
Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т.д. В 17-18 веках Хакасы подтаёжных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.
Культура хакасского народа — часть общемирового наследия. Ее историческую основу составляют ценности, созданные веками. В ней обозначились тюркские, китайско-конфуцианские, индо-тибетские и русско-европейские компоненты, свидетельствующие об активных контактах предков хакасов с другими этносами в различные периоды истории. В становлении и развитии хакасской культуры важную роль сыграли шаманизм и христианство. Они стали частью самосознания и менталитета народа. В целом, если по генезису Хакасия связана с Востоком, то через посредство русского языка и русской культуры — с Западом.
В этикете общественной жизни как хакасов, так и русских большое значение имеет гостеприимство. Общей чертой двух народов является чрезвычайное радушие, доходящее порой до самопожертвования.
Прием и хождение в гости — частые события в быту народов Сибири. Это вызвано подвижным характером образа жизни кочевников — скотоводов, охотников, оленеводов. Гость у хакасов всегда желанный человек, так как в прошлом люди здесь жили очень небольшими коллективами, и жажда общения с «новым» человеком всегда имела место. Она сама по себе нередко служила причиной того, что человек «снимался» с места, садился на коня и отправлялся за многие десятки верст в гости к другу или родственнику.
Гостей приглашали по любому поводу: соседей в случае убоя скота, всю округу на свадьбу или на праздники. Прием гостей начинается с их встречи. Этикет всех народов Сибири предписывает встречать гостей самому хозяину и его ближайшим родственникам-мужчинам. Общими чертами обряда приветствия являются следующие поведенческие элементы: поднятая правая рука, благопожелания. Довольно распространенной особенностью является приветствие двумя руками, выражающее особое почтение или теплые чувства. Приветствуя, хакасы спрашивают: «Все ли у вас хорошо?», «Здоровы ли?». После этих слов принято, в первую очередь, осведомиться о здоровье скота: «Как поживает ваш скот?». Поскольку эти народы в прошлом были дифференцированы в социальном отношении, положение собеседника всегда учитывалось в процессе общения, что отчасти сказывается и сейчас в существовании более почтительных и менее почтительных этикетных формул. Теперь почтительные обороты адресуются пожилым людям, — например, вместо обычного приветствия говорят: «Разрешите осведомиться о Вашем здоровье». К старшим обязательно обращаются на Вы.
Особое место в психологической характеристике хакасов занимают устойчивые традиции культа предков, родителей, старших. Следует подчеркнуть, что почтительное отношение к старшим — качество, особо ценимое у многих азиатских народов. Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главными хранителями житейской мудрости и опыта, норм поведения. Основные принципы народного пикета, руково детва для дальнейшей, взрослой жизни хакасские дети получали от старейшин, из пословиц и поговорок: «У старшего проси благословления, у младшего слова», «Старших — уважай, младших не обижай», «Самых старших почитай — годы твои будут долги, самых младших оберегай — дни твои будут светлы».
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что поведение взрослых по отношению к детям были окрашены сдержанностью, мягкостью, уважительностью, что не противоречило установкам на подчинение взрослым и почтительность по отношению к ним. Детей но народным традициям не принято бить или унижать другим способом.
Одной из важных ценностей традиционной культуры хакасов является отношение к труду: «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь», «У трудолюбивого человека дети не голодают», «Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя голова в грязи». К семи годам ребенок считался повзрослевшим. Мальчиков с пяти-шести лет приучали к лошади, а с восьми лет он пас скот. С тринадцати лет дети участвовали в уборке урожая, косили сено, а с пятнадцати лет мальчики ходили с отцом на охоту. Девочек с раннего возраста приучали к работе по дому. В тринадцать лет они умели печь хлеб, а в семнадцать — самостоятельно шили шубы, платья, обувь.
Одним из сопоставительных параметров, наиболее ярко отражающим ценностные ориентации культур, является их отношение ко времени. Как для русской, так и для хакасской культуры характерна приверженность традициям и обращение к прошлому как основе для настоящего.
Таким образом, можно отметить такие общие ценностные позиции хакасской культуры и культуры русских переселенцев, как коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие, гостеприимство, бережное отношение к природе, почитание старших, приверженность традициям. Все перечисленные преобладающие ориентации характеризуют типично восточные ценности.
В культурной традиции чалдонов Хакасско-Минусинского края проявляется определенная степень иноэтнических влияний. Особенно ярко они проявляются в духовной сфере старожильческой культуры, а именно, — в народном фольклоре, народных верованиях, медицине. Помимо этого, многие элементы традиционной культуры старожилов этого региона испытывали существенное влияние культурных традиций коренного населения. Таким образом, происходили процессы межкультурных коммуникаций, взаимного влияния культур.
Зимним жилищем бедных хакасов была полуземляная избушка с окнами (чир иб). Стены делали из двух рядов березового плетня, промежуток между которыми засыпался землей. Внутри плетень обшивался досками. Пол был земляной, крыша плоская. В правом заднем углу от двери на возвышении находился очаг с глинобитной трубой, называемой чувалом (соол). Впоследствии, в процессе взаимодействия с русскими переселенцами, в конструкции этого вида жилища произошли существенные изменения. Стены изнутри и снаружи плотно обмазывали глиной и белили. Делали двухскатную крышу и деревянный пол. Вместо чувала появилась русская печь. Так это жилище приобрело форму русской избы. Вместо «чир иб» ее стали называть «чир тура» (земляной дом).
Другим зимним жилищем была четырехугольная однокамерная с окнами изба, называемая у хакасов соолом. Углы вырубались в замок или укреплялись в столбах. Пол был земляной, плоская крыша покрывалась землей. Окно затягивали брюшиной (харын). В правом заднем углу от двери ставили две печи. Одна из них с открытым очагом, с прямым дымоходом служила для тепла и света. Другая — для приготовления пищи, она примыкала к первой. Обе печи называются соол, отсюда и название жилища — соол.
В сфере языковых взаимоотношений происходили процессы ассимиляции. Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский. На основе качинского и сагайского сформировался литературный язык и появилась письменность. В эпоху позднего средневековья обучались грамоте в Монголии, Джунгарии, и, возможно, в Китае. В российских архивах хранятся хакасские послания XVII-XVIII веков, написанные как на монгольском, так и «…своими татарскими письменами».
В 30-е годы XX века была создана хакасская письменность на основе латинской графики. Современная хакасская письменность создана в 1939 году на основе русской графики.
В сфере народного творчества также происходили процессы взаимодействия. Архаичность хакасского языка сохраняется в богатом хакасском фольклоре, жанры которого многообразны: сказки, легенды, героические сказания, предания, пословицы, поговорки. Наиболее распространенным жанром хакасского фольклора является героический эпос алыптых нымах. Этот древний пласт народного творчества является своеобразным памятником, отразившим историю хакасского народа, особенности его мировоззрения и эстетических представлений.
В огромной степени развитию музыкальной культуры способствовала любовь к музыке самих хакасов. Академик В.В. Радлов, приехавший в Сибирь и возглавивший в 1891 году большую русскую академическую экспедицию по открытию и изучению рунических надписей в Хакасии и Туве, констатировал, что «склонность к эпической поэзии была уже свойственна древним хакасам.
Хакасская культура переняла многие элементы материальной и духовной культуры русских: стало активно развиваться земледелие, огородничество, изменились типы жилищ, одежда. Большое влияние на хакасскую культуру оказало принятие христианства. Однако влияние русской культуры в целом не изменило традиционные способы адаптации хакасов к окружающей их природной среде. Напротив, русские в Хакасии старались перенять их, приспособить для своего укоренения здесь. Примером этому могут послужить значительное расширение и обогащение народно-медицинских знаний за счет разнообразных компонентов хакасской народной медицины; заимствование некоторых элементов одежды, способов заготовки и употребления дикорастущих трав и ягод.
Комментарии

Наверх