Сегодня: 15.05.2018
Видеогалерея
Фотоогалерея

Татары

  • Общая Информация
  • История
  • Общество
  • Культура
  • Фото Галерея
Татары — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке. Язык тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане–сунниты. Татарские общины Иркутской губернии состоят в основном из переселенцев – поволжско–приуральских татар. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Иркутской области проживает 22 882 татар.
Численность – 5,3 млн человек (3,87 % населения Росии). Основной регион – Республика Татарстан. Здесь проживает 53,15 % татар и около 36 % всех татар, живущих в России. Остальные рассредоточены по всей стране. Самый малонаселённый татарами регион — Ингушетия, где их всего 151 человек (все данные по переписи 2010 года). В 17 субъектах Федерации – татар более 3 процентов.
Большинство верующих татар – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Татары (общенациональный этноним — татар) являются вторым по численности этносом в Российской Федерации. Общая численность живущих в РФ — 5552 тыс. чел. (1989 г.), а на всей территории СНГ — 6648,7 тыс. (1989г.). Основная территория их расселения — Волго-Уральский регион, где проживают свыше 4 млн татар, в т. ч. наиболее многочисленные группы—в Республике Татарстан (1765,4 тыс. чел.), являющейся национальной государственностью, и в Республике Башкортостан (1120,7 тыс. чел.), где самоопределение татар еще не состоялось.
Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную уникальную тюрко-мусуль-манскую цивилизацию. Государственность предков татар восходит к периоду раннего средневековья, продолжая развиваться вплоть до позднего средневековья (гуннские объединения, Тюркский каганат и его наследники, Великая Болгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Кимакский каганат и кыпчакские объединения, татарские государства XII в., Улус Джучи, татарские государства XV—XVI вв.: ханства Казанское, Касимовское, Астраханское, Сибирское (с предшественниками в лице государства Шейбанидов и Тюменского ханства), Ногайская Орда, а также Крымское ханство, просуществовавшее до 1783 г.
Как старописьменный народ, пользовавшийся рядом алфавитов (древняя письменность — тюркская руника, с Хв. по 1927 г. — арабская, с 1928 по 1939 г. —латинская графика, затем—алфавит на кириллической основе), татары обладают богатым письменным наследием. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском языке написан в XIII в. (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф»). Рукописное наследие на татарском языке насчитывает несколько десятков тысяч экземпляров. С началом книгоиздания на татарском языке (конец XVIII в. и до 1917 г.) было издано на арабской графике 15 тыс. наименований книг общим тиражом около 50 млнэкз. До начала советского периода в России с 1905 г. ежегодно выходили около 20 татарских газет и журналов (всего — больше 100). Практически ни один народ, кроме русских, в России не обладает таким богатейшим культурным наследием, как татары.
Со второй половины XIX в. взамен старотатарского литературного языка (тюрки), не вполне понятного широким народным массам, на базе распространенных в Поволжье диалектов начинает развиваться современный общенациональный литературный язык, уже к 1910-м годам занявший доминирующее положение в общественной жизни. Заметим, что в России переход к новым общенациональным формам литературного языка в дореволюционный период был характерен лишь для ограниченного числа достаточно развитых наций.
Татары, как и всякий крупный этнос, обладают сложной внутриэтнической структурой. Она является результатом интенсивных процессов этнической консолидации этапа сложения их в нацию (XVIII — начало XX вв.). Именно в этот период взамен локальных, этносословных, конфессиональных наименований у них закрепился единый этноним «татар», который уже в первых десятилетиях XX в. стал общим национальным наименованием почти для 90% представителей татарской национальности. Некоторая обособленность, связанная с сословными и религиозными особенностями, сохранилась у части сибирских (бухарцы), астраханских (карагаши) и крещеных татар (кряшен, отдельно от них — нагайбаки), частично—у мишарей и тептярей в Приуралье. Бытование у ряда локальных групп к 1920-м годам собственных наименований (мишэр, тип-тар, керэшен, нагайбэк, карагаш) было связано с незавершенностью к этому времени среди татар процесса консолидации. Однако в целом большие достижения на пути к этнонациональной консолидации татар к началу XX в. отрицать невозможно. Если провести общий анализ этой проблемы, то можно сделать следующее заключение. Во-первых, народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность, в своей основе едина. Во-вторых, народно-разговорный татарский язык, состоящий из трех диалектов (западного — мишарского, среднего — казанско-татарского и восточного — сибирско-татарского) и стоящего несколько особняком языка астраханских татар (фактически это два языка — юртовских татар, который близок к татарским диалектам Поволжья, и карагашей, сближающийся с ногайским языком), в лингвистике в целом рассматривается как один — татарский языковой комп-лекс (язык). В-третьих, при становлении татарской нации сложилась общенациональная культура (в науке она называется «высокой» культурой), обслуживающая всех татар России (за исключением крымских татар, большинство которых сейчас живет на территории другого государства). Эта «высокая» культура, создаваемая сложной системой государственных социальных институтов (национальные СМИ, школа, научные учреждения, издательства, театры, ансамбли и т. п.), обеспечивает реальное единство татар как национальной общности.
В связи с тем, что татарская нация сложилась на территории России, она в этом государстве входит в число коренных (аборигенных) народов. Хотя в некоторых случаях отдельные группы татар, живущие в РФ, могут быть причислены к диаспоре, большинство, населяющее Волго-Уральский регион и Западную Сибирь, к этой категории не относится. Поэтому в составе многонационального народа РФ татары смело могут претендовать на статус государствообразующего этноса. Пока они являются вторым по численности (после русских) народом, это становится особенно очевидным.
Основным занятием татар было земледелие. На это косвенно указывают сведения о расселении. Так, по статистическим сведениям за 1866 г., из 2402 магометан Иркутской губернии в городах проживало 186 человек, в округах – 2216. По переписи населения 1897 г., земледельцы и члены их семей составляли значительную группу татар: самостоятельных – 740 мужчин, 40 женщин; членов семей – 433 мужчины, 685 женщин. В общей сложности эта группа насчитывала 1898 человек, т. е. почти треть всех татар, проживающих в губернии, или 29,5%.
В последующие годы эта группа значительно увеличилась за счет планового сельскохозяйственного переселения. Земледелие являлось основным занятием татар Поволжья, выходцы которых стали главной составляющей татарской общины Иркутской губернии. Во второй половине XIX в., еще до начала планового сельскохозяйственного переселения, крестьяне–татары проживали в селах и деревнях вдоль старого и нового Московского тракта на протяжении всей Иркутской губернии: Тайшет, Алзамай, Колтоши, Тымбыр, Каракуль, Еланка, Залари, Сенная Падь, Голуметь, Алгаш, Зима, Тулун, Усолье–Сибирское, Биликтуй, Талый Ключ, Марга, Хингуй, Черемхово, Култуке и др.
В начале XX в. число татар–крестьян увеличилось, появились этнически однородные татарские поселения. К перечисленным выше добавились переселенческие участки: Благодатный, Кулиш, Тарейский, Долгановский, Сережкин, Каторма, Новогроднинский, Черемшанский, Федоровский, Хорско–Бутырский, Чернореченский, Харагунский, Русь, Чичиковский, Шаховский, Новоселовский.
Кроме земледелия, татар кормили другие сельские занятия. По данным той же переписи населения 1897 г., животноводством занимались относительно немногие: 28 самостоятельных мужчин, 1 женщина и членов семей – соответственно 17 человек мужского пола и 36 – женского. Всего 82 человека. Больше были заняты лесными промыслами: 92 мужчины, 1 женщина, членов семей – 27 мужчин и 68 женщин. Всего 188 человек, или около 3%. Обработкой продукции сельского хозяйства (волокнистых веществ, животных продуктов, дерева) было занято 68 мужчин, 6 женщин, членов семей – 43 человека мужского пола, 45 – женского, всего 156 человек, что составляло 2,5%.
Определенный прирост населения давало отходничество. Служба по найму занимала второе место по численности занятых ею татар. Перепись 1897 г. дает такие цифры: на частной службе – прислугой, поденщиками – было занято 548 мужчин и 38 женщин, членов семей насчитывалось 174 человека мужского пола и 285 женского. Всего 1045 человек, или 16,24% общего числа татар губернии. Немало татар были заняты на строительстве, ремонте и содержании жилья: 285 мужчин, 2 женщины; членов семей – 120 мужчин и 246 женщин, всего 653 человека, что составляло 10,15%. Извозным промыслом занимались 123 человека. Обращает на себя внимание небольшой по численности состав семей: 31 человек мужского пола и 54 женского. По официальным данным, извоз кормил 208 человек, или 3,24% татар губернии. На добыче руды, в копях было занято 110 мужчин, которые содержали членов семей – 55 женщин и 64 мужчины, всего 229 человек, или 3,56%. Изготовление одежды: 77 мужчин, 14 женщин, членов семей – 38 и 73 соответственно, всего 202 человека, или 3,14%. Обработкой металла, производством керамики, варкой серы были заняты 42 мужчины, 3 женщины, членов семей –15 и 79 соответственно, всего – 139 человек, или 2,16%. Были среди татар винокуры, пивовары, правда, в небольшом количестве: 14 мужчин, на содержании которых было членов семей – 21 человек мужского пола и 38 – женского, что составляло 1,14%. Интересно, что среди татар отмечены работники железной дороги: 26 мужского пола, членов семей – 14 мужского и 13 женского пола, всего 53 человека. Это был престижный труд.
Важное место в жизни татар занимала торговля. По данным Всеобщей переписи населения за 1897 г., ею занимались 286 мужчин, 5 женщин, членов семей – 216 и 388 соответственно, всего – 895 человек, или около 14%. Преобладали мелкие торговцы, ведущие торговлю далеко не самыми прибыльными и престижными товарами. Например, среди татар отсутствуют торговцы предметами роскоши, искусства, культа, металлическими товарами, машинами, оружием, зарегистрирован всего один торговец предметами домашнего обихода.
Татарами называют основное население Татарстана, религией которого является мусульманство. Культура этого народа довольно интересна и богата.
Традиционное одеяние татар отличается пошивом из материи домашнего изготовления, однако не есть исключением и покупной материал. Головным убором для мужчин служит тюбетейка, которая может быть различных форм. В холодное время года поверх неё надевалась стеганая шапка. Женские головные уборы крайне разнообразны. Также женщины-татарки носили большое количество украшений, таких как: браслеты, украшения из монет, серьги, позвязки и многое другое.
Татары очень почитают и соблюдают традиции. Интересным фактом является то, что для организации свадьбы решение о браке принимали лишь родители молодых. Согласие парня и девушки было совершенно не обязательным. Праздничное застолье и прочие обязательные обряды проводились только в доме невесты. При этом молодые не должны были присутствовать с гостями. Прежде, чем жених уплатит за невесту калым, она должна была оставаться в доме своих родителей, и иногда строк затягивался до самого рождения ребенка.
Праздники татар очень тесно связаны с их верой. Главными из них были: жертвоприношение – Корбан гаете, конец тридцатидневного поста – Ураза гаете, а также день рождения пророка Мухаммеда – Мэулид. Кроме того, очень значимыми обрядами и праздниками были те, которые имели отношение к сельскохозяйственным работам. Праздник – сабантуй отмечался весной пред посевом. В этот день обычно устраивали соревнования по бегу, борьбе, прыжкам, конным скачкам.
Песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Основными из них считаются кубыза и курай.
Сегодня известны очень многие татарские писатели и поэты. К таковым принадлежат: поэты Ахмет Ерикей и Кул Гали, писатели Хади Закир и Хасан Туфан, композитор Хайруллин Ильдар и многие другие известные журналисты, драматурги, певцы, балерины и ученые.
Предками Татр были булгары, которые основали государство Булгария.
Булгария была наиболее сильным государством в Поволжье. Выгодное географическое положение обеспечивало её благосостояние. Центром импорта орехов, рыбы, меда, пшеницы, шапок и одежды была именно Булгария. Однако в четырнадцатом веке возродилась война за ханский престол и Булгария распалась на два княжества. Частые нападения на эти княжества привели к формированию нового государства и этноса – татар.
Комментарии

Наверх