Сегодня: 15.05.2018
Видеогалерея
Фотоогалерея

Крымские Татары

  • Общая Информация
  • История
  • Общество
  • Культура
  • Фото Галерея
Кры́мские тата́ры, кърымтатарлар, qırımtatarlar (самоназвание), Crimean Tatars (англ.), Tatars de Crimée (франц.), Krimtataren (нем.) — народ, говорящий на на крымско-татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В крымско-татарском языке выделяют северный (степной), средний (горный) и южный (прибрежный) диалекты. Современный литературный язык сформировался на основе среднего диалекта. До 1928 татары использовали арабскую графику, замененную в 1928 латинским тюркским алфавитом, а в 1939 — русской кириллицей. С 1992 осуществляется переход на латинский турецкий алфавит с добавлением 2-х букв, утверждённый постановлением Верховного Совета Автономной республики Крым в 1997. Татары делятся на 3 основные субэтнические группы: степных татар (ногаи — çöllüler, noğaylar), южнобережных татар (ялыбойских — yalıboylular) и (горно)-предгорных татар, называющими себя татами (tatlar). Традиционные занятие у степных татар – кочевое скотоводство, у остальных — земледелие, садоводство и виноградарство, а также рыболовство у прибрежных жителей. Татары – мусульмане-сунниты. По антропологическому типу татары – европеоиды с некоторой долей монголоидности у ногаев.
Большинство крымских татар проживает на своей исторической родине – на Украине – 248,2 тыс. человек по переписи 2001 г., из которых 243,4 тыс. живут в Крыму1. 22,4 тыс. татар проживало в Румынии в 2002 г., 10 тыс. – в Узбекистане в 2000 г.(согласно же оценочной численности самих крымских татар, их диаспора в Узбекистане к началу 1999 г. должна была насчитывать 85-90 тыс. человек)4, 4,1 тыс. – в России в 2002 г. и 1,8 тыс. – в Болгарии в 2001 г.
В Турции все население считается турками, поэтому официально с 1970 численность и национальная принадлежность при переписи не указывается. По различным оценкам, численность крымских татар (“крымских турок”) и их потомков варьируется от 50-150 тыс. до 4-6 млн. Более реалистичными выглядят цифры в промежутке от 150 тыс. до 1 млн.
1223-1441: в 1223 было установлено монголо-татарское наместничество в Судаке, что послужило началом заселения Крыма татарами. Крым входил в состав Золотой, а затем Большой Орды8.
XIII-XVII вв.: этногенез крымско-татарского населения. 2/3 городского населения Крыма составляли греки и итальянцы из Генуи и Венеции. Часть татар стала переходить к оседлости с конца XIII в. и активно смешиваться с оседлым населением, даже принимая христианство. Во 2-й половине XIII-XIV в. распространяется ислам, ставший своего рода цементом, скрепившим народ. Образовались 3 субэтнические группы крымских татар: ногаи, таты и прибрежные. Ногаи – прямые потомки кипчаков-половцев и ногайцев – населяли степи Крым; их диалект относится к ногайско-кипчакским языкам. Наибольшей по численности группой татарского населения Крыма были таты. Таты жили в горах и предгорьях к северу от южнобережцев и к югу от ногаев. В этногенезе татов значительную роль играли кипчаки, от которых они унаследовали свой диалект (половецко-кипчакская подгруппа кипчакской группы тюркских языков) и готы, элементы материальной культуры которых находят у татов, а также греки. Прибрежные татары жили на южном берегу Крыма от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, черкесы, а на Востоке – итальянцы-генуэзцы. Огузский диалект южнобережцев близок к турецкому, хотя в лексике есть целый пласт греческих и итальянских заимствований.
1441-1783: период существования Крымского ханства, политика которого балансировалась между сильными соседями: Московским государством, Литвой и Турцией. Хозяйственный уклад кочевого хозяйства предполагает постоянные набега за добычей, что и было постоянным явлением на приграничных территориях. Если война велась на государственном уровне, то набег становился нашествием. Так, в 1571 году 40-тысячное войско хана Девлет-Гирея (1551-1577), осадив Москву, подпалило посад и спалило весь город. Главной добычей крымчев был живой товар, который продавали на невольничьих рынках (крупнейшим из которых был в в Кафе – совр. Феодосия) в Турцию и в другие страны Ближнего Востока10. По прикидкам историка Алана Фишера, с середины XV по конец XVIII в. 3 млн человек из христианского населения Польши и России были захвачены и проданы в рабство крымцами.
1475-1774: турецкое влияние на культуру крымских татар в период вассальной зависимости ханства от Османской империи, в состав которой был включен юго-восточный берег Крыма. Активное вмешательство турок во внутреннюю жизнь ханства заметно лишь в конце XVI в. На этот период приходится расцвет мусульманской крымской культуры, особенно архитектуры.
1783-1793: в 1783 Крымское ханство было присоединено к России. После этого началась массовая иммиграции татар на Северный Кавказ и Добружу, хотя татарская знать получила права равные с русским дворянством. К 80-м годам XVIII в. в Крыму насчитывалось ок. 500 тыс. жителей, из них 92% – татары, большая часть которых проживала в горно-лесной зоне. До 1793 Крым покинуло свыше 300 тыс. татар, преимущественно горных. После заключения Ясского мира с Турцией по результатам 2-й Русско-турецкой войны (1792), часть населения, потеряв надежду на изменение своего положения, покинула Крым – ок. 100 тыс. человек. По переписи 1793 в Крыму оставалось 127,8 тыс. человека, из которых 87% были татарами. Царское правительство стало широко раздавать крымские земли русским дворянам во владение.
1784-1917: служба крымских татар в рядах русской армии, преимущественно в кавалерийских отдельных частях. 1 марта 1784 последовал высочайший указ “О составлении войска из новых подданных, в Таврической области обитающих” было образовано 6 “Таврических национальных дивизионов конного войска”, которые были распущенны в 1792 и в 1796. Для войны с Наполеоном (1804-1814/ 1815) в 1807 и затем в 1808 в качестве ополчения были созданы 4 крымско-татарских конных полка. В Отечественной войне 1812 г. активное участие приняли 3 полка, дойдя до Парижа в 1814, после чего полки были распущены по домам. В 1827 из крымских татар, имевших боевые отличия, был сформирован Крымско-татарский эскадрон, который был причислен к лейб-гвардии Казачьему полку. Эскадрон принял участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 и частично в Крымской войне в 1854-1855. 26 мая 1863 эскадрон был переформирован в Команду лейб-гвардии крымских татар в составе Собственного Его Величества конвоя. Кавалеристы эскадрона отличились в Русско-турецкую войну 1877-1878. 16 мая 1890 команда была расформирована. Кроме того, 12 июня 1874 из крымских татар был сформирован Крымский эскадрон, переформированный 22 июля 1875 в дивизион, а 21 февраля 1906 – в Крымский конный полк. 10 октября 1909 полк получил почетное наименование “Крымский конный Её Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк”. 5 ноября 1909 Николай II (1894-1917) зачислил себя в списки полка. С 1874 на татар была распространена всеобщая воинская повинность.
1860-1863: массовая миграция татар после Крымской войны (1853-1856) – большинство в Румынию, а также в Болгарию 25 марта 1917 года в Симферополе был проведен крымско-татарский съезд-курултай, на который прибыло 2000 делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), признанный Временным правительством России единственным полномочным административным органом крымских татар. С этого курултая началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар. 26 октября 1917 состоялся учредительный Курултай в Бахчисарае, который приняли первую в истории Крыма конституцию, объявившую новое независимое государство – Крымскую Народную Республику, в которой все нации были равноправны. На курултае был принят и государственный флаг Крыма — голубое полотнище с золотой тамгой в верхнем углу. Татарское правительство просуществовало до января 1918 и было уничтожено революционными матросами. В феврале 1918 губернский съезд Советов в Симферополе избрал Центральный исполнительный комитет, который 10 марта 1918 объявил Крым Советской социалистической республикой Тавридой, просуществовавшей 1 месяц и павший под ударами немцев, захвативших Крым к 1 мая 191817. В 1920 татары активно участвуют в движении “зеленых” (ок. 10 тыс.) против белых отрядов в Крыму. В частности, против врангелевских войск сражался 5-й татарский полк Крымской повстанческой армии под командованием Османа Деренайырлы.
1921-1945: существование Крымской АССР (Qrьm Avonomjalь Sotsialist Sovet Respublikasь кр.-тат.) в составе РСФСР, официальными языками которой являлись русский и крымско-татарский. В 1921-1931 в ходе борьбы с религией были закрыты и перепрофилированы все культовые сооружения: 106 мечетей, а также текие, медресе. При этом в рамках политики “коренизации” наблюдается расцвет светской национальной культуры: открываются национальные школы, театры, выпускаются газеты на крымско-татарском языке. В 1930 были созданы национальные сельсоветы и национальные районы, 5 из 7 которых были татарскими. В середине 1930-х гг. национальное строительство было свернуто и стала проводиться политика руссификации.
1944-1967: нахождение крымских татар в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане на положении спецпоселенцев (до апреля 1956), а затем без данного статуса, но без разрешения вернутся на родину и получить назад реквизированное имущество23. С 1956 начало “петиционной кампании” крымских татар, которые стали рассылать в органы советской власти многочисленные заявления с требованиями позволить вернуться им на родину и восстановить автономию.
1967-1974: указом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 “О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму” с татар были сняты обвинения сталинских времен и восстановлены конституционные права. Начало возвращения татар в Крым, но из-за паспортного режима прописки лишь немного смогли вернуться: в 1968 г. переселилось всего 168 татарских семей, в 1969 г. – 33 и в 1970 г. – 1625. 9 января 1974 вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР “О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан». Предпринимались попытки вернуться на историческую родину в Крыму, однако никаких условий для возвращения со стороны государства не было создано.
1987-1989: активное общественное движение крымских татар за возвращение на родину – функционирование общественных организаций – “Национального движения крымских татар” и становящейся все более влиятельной “Организации крымско-татарского национального движения”. В июле 1987 в Москве на Красной площади происходит демонстрации крымских татар, требующих позволить им вернуться в Крым, – первые в СССР демонстрация на Красной площади, не организованная государством.
1989-1996: в 1989 депортация татар 1944 года была осуждена Верховным Советом СССР и признана незаконной. В мае 1990 была принята концепция госпрограммы возвращения крымских татар в Крым. Началось массовое возвращения крымских татар: к концу 1996 г. в Крым вернулось ок. 250 тыс. крымских татар и, как считается, ок. 150 тыс. остается в местах высылки, в основном в окрестностях Ташкента, Самарканда и Шахрисабза. Из-за безработицы и невозможности вернуть свою землю у татар возникает множество проблем. До 1944 субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. По приблизительным оценкам, среди крымских татар, живущих в Крыму, ок. 30% составляют южнобережцы, ок. 20% – ногаи и ок. 50% – таты.
1991: созыв 2-го Курултай – национального парламента, создавшего систему национального самоуправления крымских татар внутри Автономной республики Крым (с 1995) в составе Украины. Каждые 5 лет происходят выборы Курултая, в которых участвует всё взрослое татарское население в возрасте 18 лет. Курултай формирует исполнительный орган – Меджлис крымско-татарского народа.
По данным украинских властей, в 2012/2013 учебном году в средних общеобразовательных школах АР Крым (без учеников специальных школ (школ-интернатов) и специальных классов, организованных при общеобразовательных школах) образование на крымскотатарском языке получали 3,11 % учащихся.
В 2014/2015 учебном году, по данным, предоставленным министром образования и науки Республики Крым Натальей Гончаровой, обучение на крымскотатарском языке как одном из государственных языков Крыма получали 4 740 школьников. Из них 2 814 учащихся обучались в 15 школах с крымскотатарским языком обучения, 1 926 — в классах с крымскотатарским языком обучения, функционирующих в 62 школах Крыма.
По состоянию на начало 2015/2016 учебного года, по данным министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, в общеобразовательных учреждениях на крымскотатарском языке обучалось 5 083 человека (2,76 % учащихся). В республике продолжает действовать 15 общеобразовательных учреждений с крымскотатарским языком обучения; всего же по республике обучение на крымскотатарском языке организовано в 53 общеобразовательных учреждениях 17 муниципальных районов и городских округов.
Как сообщила в феврале 2016 года пресс-служба Министерства образования, науки и молодежи РК, для учащихся 1-9 классов школ (классов) с крымскотатарским языком обучения было впервые выпущено 45 тыс. экземпляров учебников, переведённых с русского языка.
Представители крымскотатарской общественности указывают на ряд проблем, существующих в организации обучения на крымскотатарском языке. В республике не закреплено на законодательном уровне изучение в общеобразовательных учреждениях украинского или крымскотатарского языков (по выбору родителей) как обязательного предмета. В открытом обращении Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маариф» к главе республики Крым Сергею Аксенову в начале 2015/2016 учебного года указывалось, что подобное положение «ущемляет конституционное право депортированного крымскотатарского народа на обучение своих детей на родном языке и обязательное изучение его как учебного предмета в рамках учебных планов образовательных организаций с русским языком обучения, что лишает крымскотатарских детей возможности свободного владения родным языком». Министерство образования, науки и молодежи Крыма с целью удовлетворения потребности учащихся в изучении родного языка разработало методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций на 2015/2016 учебный год, однако, по данным ассоциации «Маариф», директора образовательных организаций с русским языком обучения почти повсеместно проигнорировали эти рекомендации. Как следствие, несмотря на то, что около 21 тысячи обучающихся изучали крымскотатарский язык в различных формах (12,5 тысяч как предмет, более 8 тысяч — факультативно), около 8 тысяч крымскотатарских детей школьного возраста не изучали родной язык ни в какой форме.
В республике существует практика открытия в школах с крымскотатарским языком обучения первых классов с обучением на русском языке, а также административного давления на родителей с целью убедить их переводить своих детей после получения начального образования в классы с русским языком обучения. Указывается также на недостаточное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях с воспитанием на крымскотатарском языке.
Характерной особенностью татар является гостеприимность. Попав в крымско-татарский дом, вам непременно будет приготовлен вкусный ароматный кофе со множеством лакомств: мед, курабье, сухофрукты, пахлава, орехи. Гость в доме татар является очень уважаемой особой. Он занимает самые почетные места за столом. Существует обычай: если подавая кофе, чашечку располагают ручкой к гостю, это означает, что его рады видеть, но если же ручка направлена от гостя, значит его не уважают и его визиту в этом доме не рады. Проявлением неуважения является наполненный до краёв чай. По сложившейся традиции уровень уважения зависит от количества налитого чая: чем меньше чая в вашей кружке, тем лучше к вам относятся. Традиционно в семьях крымских татар первым к пище со словом «Бисмилля» («Во имя Аллаха!») приступает глава семьи, а затем и все остальные участники трапезы. Нарушение этого порядка считается признаком невоспитанности. После окончания трапезы не встают из-за стола до тех пор, пока старший не прочитает короткую молитву.
В жизни каждого человека наступает период, который характеризуется желанием скрепить, узаконить свои отношения с любимым человеком. До боли трогательным, впечатляющим самые потайные уголки души, является свадебный обряд. Свадьба – это наиболее значительное в жизни крымских татар событие, которому уделяется особое внимание. Свадебные обряды крымских татар отличаются необычайной красочностью и богатством, имеют древнюю традицию.
В наши дни свадебные обряды крымских татар претерпели некоторые изменения, однако они продолжают сохранять ключевые элементы.
К выбору жениха и невесты подходят очень ответственно. Раньше, в старые добрые времена, невесту или зятя предпочитали выбирать из своей деревни. Из круга возможных брачных партнеров были исключены все родственники до седьмого колена. Очень часто родители договаривались о свадьбе детей, когда те еще были новорожденными. Но самой распространенной формой был брак по сговору, сопровождающийся комплексом традиционных обрядов.
Сама свадьба состоит из двух дней, в первый день, обычно в пятницу, празднование проходит на стороне девушки, а в субботу продолжается на стороне жениха.
Комментарии

Наверх